Классицизм в архитектуре / Мир / Блог

Классицизм в архитектуре

 

Классика в архитектуре или классицизм. Данный стиль в архитектуре происходит от одноименного эстетического направления в европейском искусстве XVII—XIX вв. В его основу легли идеи повсеместного рационализма, а формировались они одновременно с философией Декарта и его последователей. С его точки зрения - любое художественное произведение должно строится, полагаясь на строгие каноны и правила, таким образом, подтверждая стройность и логичность мироздания. Вечное, неизменное и непоколебимое – это то, чем руководствуется классицизм, место в нем имеют только существенные и типологические признаки, случайные индивидуальные черты искажаются и умалчиваются. Но, между тем, большую часть образов классицизм перенял у античного искусства.

Античное зодчество с его эталонами гармонии, строгости и логичной ясности является вдохновением для формирующегося классицизма. Основа классицизма в архитектуре стал ордер, его пропорции и формы остались близкими к античности. Также со времен античности остались симметрично-осевые композиции и регулярная система планировки городов в сдержанном убранстве.

Полностью сформировался архитектурный классицизм только на исходе эпохи Возрождения. Великий венецианский Палладио и его последователь Скапоцци обозначили свод принципов построения классической архитектуры, притом он утверждался как в строительстве гражданских сооружений, так и для частных особняков. Из Венеции архитектура была перенята большей частью Европы. На тот момент, пресыщение пышными формами барокко, а также вензельками рококо вызывало присыщение у большей части Европы, потому они истончились, перейдя в отделку декора и прикладное искусство. Крупные градостроительные компании отказывались работать по принципам этого неприспособленного стиля. Удобство линейности и геометричности форм в классицизме позволяло создавать монументальные, устойчивые конструкции, украшением которых служили статуи на крышах, ротонды и барельефы.

Весомый вклад в развитие этого направления внес Роберт Адам, шотландский королевский архитектор, вернувшийся из Рима на родину и привезший с собой множество идей для градостроительства. Будучи под впечатлением от археологических раскопок итальянских ученых, в которых он участвовал, его концепция была довольно своеобразна, он проповедовал отказ от любых деталей, лишенных какой-либо конструктивной функциональности. Разнообразие выражалось цветовыми изысками насыщенных натуральных оттенков: пурпур, розовый, зеленый, небесно-голубой и золотой.

Россия подарила светскому классицизму Василия Ивановича Баженова, геометрия форм и массивное величие проектов позволило его проектам организовать обширные городские пространства. Однако, нехватка качественных и дорогих материалов не способствовала распространению этого стиля.

 

Фейсбук