Рождение сталинской архитектуры / Мир / Блог

Рождение сталинской архитектуры

 

"Сталинская" архитектура – направление, появившееся и активно распространяемое по территории СССР с середины 30-х до конца 50-х годов ХХ века. Ансамблевые застройки в данный период времени носили разные названия, такие как «Сталинский ампир», «Советский монументальный классицизм» или «Советский ретроспективизм», однако специалисты до сих пор затрудняются с точным определением для этого стиля.

Рождение "Сталинской" архитектуры До 30-х годов на территории восточной Европы и СССР был популярен архитектурный авангард. Архитектура, являясь лишь одним из множества направлений авангарда, была неброским ответвлением единого процесса, в первую очередь, вызванного политическими изменениями и построением новой жизни. Тенденция отрицания традиций и привычных форм в архитектуре привела к формированию новаторского мышления, что стало благоприятной почвой для рождения нового направления монументальной «Сталинской» архитектуры.

Так, в 1934 году было принято решение о необходимости создания Союза архитекторов СССР под началом Академии наук СССР. Задачей института определили - создание крупных комплексов общественного значения: индустриальных центров, дворцов культуры, спортивных и учебных комплексов и т.д. Отличительной чертой того времени являлась сплоченность коллективов и сознания, коллективизм должен был воплощаться, как в жизненном укладе, так и в работе над новыми проектами. До создания Союза архитекторов все проекты являлись авторскими, новый подход был обусловлен коллективной работой, любой проект становился продуктом творческих мастерских под руководством нескольких лидеров.

Довоенная «Сталинская» архитектура имеет некоторые особенности, так, в ней еще остаются отголоски веницианского и средиземноморского стилей – фрески, вытянутые арки, колонны. Также можно уловить переработки стиля ар-деко, помпезность и одновременная игривость в мелочах отделки, наличие барельефов и ниш. Однако, вторая мировая война наложила свой неизгладимый отпечаток в видение архитектуры того времени, и уже после триумфальной победы Советского Союза начался период восстановления, экстренное создание сооружений первой необходимости, а также мемориальных комплексов и памятников. Есть сведения, что уже в 1943 году в военное время архитекторами СССР разрабатывались проекты восстановления архитектуры городов, что позволило в кротчайшие сроки начать строительство СССР. И уже с 1945 года архитектура явила собой пример внушения оптимизма и уверенности в скором восстановлении державы, стала приоритетным направлением для всего народного хозяйства. В период с 1947 по 1955 годы была построена первая ветка московского метро, «сталинский ампир» во всей красе встречал первых пассажиров резными карнизами, обилием картушей и колон, мраморными фасадами, шпилями, крупными статуями рабочих и крестьян и т.д.

Нацеленность на выделение доминант общественных зданий города – эта была задача архитекторов послевоенного времени. Стоит отметить, что такой подход не мог обеспечить решение проблемы с восстановлением 90% разрушенного во время войны жилого фонда. И внимания быстровозводимым конструкциям жилых домов и соц. учреждений бытового масштаба не уделялось. Единственной попыткой обратить свой взор на нужды простого населения была разработка «сталинских» пятиэтажек, в последствии по их принципу строились уже хрущевские пятиэтажки, однако уже лишенные тех экспериментальных изысков, которые были присущи сталинскому стилю.

Таким образом, можно было проследить всего две основных тенденции в архитектуре послевоенного десятилетия:

Разработка триумфальных архитектурных ансамблей. В таком разрезе видения строительства, архитектура представляла собой полноценное искусство, на первый план выходили художественно-образные задачи, которые требовалось решить, опираясь на классическое наследие. Такой подход был трудо имматериально затратным, не подходил для типизации, был не пригоден к массовой индустриализации и снижению стоимости.

Разработка типовых методов проектирования и строительства жилых зданий. Скромная, деловая попытка развития типового проектирования, массового строительства, сокращения сроков строительства. И, несмотря на то, что это была лишь скромная попытка отразить знаменитую «сталинскую» архитектуру в типовом строительстве, не увенчавшаяся успехом, с ее помощью была подготовлена практическая и научная база для плавного перехода к массовому индустриальному строительству.

 

Фейсбук